Эксперты “ЛионКредит”: “уклонистов” лишат возможности кредитоваться

В апреле в Закон о воинской обязанности и военной службе были внесены значительные изменения. В частности, законодательно был закреплен юридический статус электронных повесток. И, что немаловажно, сопутствующих ограничений. Это в том числе и обязанность банков отказывать “уклонистам” в получении кредитов, отмечают специалисты компании “ЛионКредит”. Однако это условие упирается в одну существенную проблему: кредиторам для его реализации будет нужен список лиц, которым направлены повестки, но они их проигнорировали. Как именно это будет обеспечиваться, пока не до конца понятно.

фото: Эксперты “ЛионКредит”: “уклонистов” лишат возможности кредитоваться

Что известно об электронных повестках

Окончательно поправки, разрешающие рассылать электронные повестки, был принят 11 апреля. Уже через 3 дня его подписал Владимир Путин. Фактически это дало военкоматам законное право рассылать повестки через интернет, обходя действовавшее ранее требование личного вручения. Теперь повестка будет считаться де-юре врученной после отправки через сервис “Госуслуги”. Сведения об этом будут заноситься в соответствующий реестр.

С момента отправки повестки начинается отсчет 20-дневного срока, в течение которого гражданин должен явиться в военкомат. Если призванное лицо этого не сделает, то к нему будут применены различные ограничительные меры. В том числе запрет кредитования.

Важно: пока реестр учета электронных повесток не работает. Запустить его планируют к осеннему призыву.

1 минута на проверку

Как отмечают в “ЛионКредит”, грядущая необходимость проверять клиентов на уклонение от визита в военкомат стала неожиданностью для банков. Как минимум, потому, что до сих пор неясно, как будет организован обмен сведениями между кредиторами и Минобороны. Кроме того, принятые поправки никак не объясняют, как именно придется формулировать такие отказы. Для банков это чревато жалобами, разбирательствами.

Пока решение не предложено, поэтому банки взяли инициативу в свои руки. Они направляют в Минобороны запросы с просьбой дать доступ к сведениям о дате

отправки электронной повестки и о дате введения ограничительных мер. Потребуется для проверки и доступ к расширенной базе сведений о клиенте – а это уже чревато претензиями Роскомнадзора.

Идеальным вариантом в банковском секторе называют схему, по которой кредиторы смогли бы получать все необходимые данные в течение 1 минуты. И по возможности без необходимости каждый раз заручаться согласием клиента на это.

Инициатива есть – решения пока нет

На текущий момент ситуация с запретом на кредитование “уклонистов” остается неясной и в целом проблематичной. В частности, непонятно, как рассматривать заявки, поданные до принятия новых правил. Вполне вероятно, что банкам придется отклонять уже одобренные заявки.

Неясно и то, как работать с заемщиками, запрашивающими рефинансирование или реструктурирование. Ведь это не выдача нового кредита, а пересмотр условий или перекредитование по уже выданному ранее займу.

Главной же загвоздкой остается разработка механизма обмена информацией с Министерством обороны. Включая то, как банки будут уведомляться о том, что ограничения сняты. Нет единого мнения и о том, является ли уклонение от явки в военкомат в прошлом дополнительным риском. В такой ситуации может случиться так, что мужчины в целом станут менее желанными клиентами для банков.

Разумеется, без доступа к базе граждан, которым отправлены электронные повестки, будет необходим. Но его предстоит еще спроектировать, выверить и поддерживать. Однако, отмечают представители “ЛионКредит”, в том, что “уклонистам” запретят доступ к кредитам, практически несомненно.

Прочтите также:

Это интересно:

Добавить комментарий